Как вели себя цены на товары и услуги в июне? Как всегда поднялись, причем сильнее всего подорожало продовольствие. Национальное бюро статистики обнародовало данные об инфляции за первый месяц лета, сообщает Sputnik.md.
В июне 2020 годовая инфляция в пересчете на 12 месяцев составила 4,25 процента, в том числе на продовольственные товары - 8,48 процента, непродовольственные - 0,3 процента, услуги - 3,53 процента.
Прироста индекса потребительских цен в июне по сравнению с маем не произошло, напротив, зарегистрировано незначительное снижение этой величины на 0,01 процента.
В июне по сравнению с маем произошло повышение цен на следующие продукты: морковь - на 14,6 процента, цитрусовые - на 11,7 процента, куриные яйца - на 9,9 процента, экзотические фрукты - на 8,3 процента, свеклу - на 8 процентов, мороженое - на 2 процента, свежую и мороженую рыбу - на 1,5 процента, продукты из муки и хлебобулочных изделий - на 1,3 процента. Особенно подорожали крупа - на 6,9 процента, рис, макароны и пшеничная мука - на 1,3 процента каждая категория.
В то же время, сообщает НБС, в июне снизились цены на косточковые фрукты - на 42,7 процента, ягоды садовые - на 34,5 процента, картофель - на 19,4 процента, свежие овощи - на 5 процентов. Особенно резко подешевели помидоры, утверждает статистика: на 22,3 процента, огурцы - на 20,8 процента, капуста - на 8,8 процента, чеснок - на 8,7 процента.
НБС отметило, что в июне по сравнению с маем цены на большинство непродовольственных товаров остались на уровне предыдущего месяца.
Тарифы на услуги, оказанные населению, в июне по сравнению с маем увеличились по ряду категорий. Цены на пассажирские авиаперевозки выросли на 11,1 процента, стоимость туристических услуг - на 10,1 процента, аренда квартир - на 2,3 процента. Вместе с тем снизились цены на железнодорожные пассажирские перевозки на 1,3 процента.
Непонятно, откуда молдавская статистика берет все эти данные. Таких цен на овощи и фрукты, как в этом году, в нашей аграрной республике никогда не было. Черешня, вишня продаются по 40 лей за кило, смородина – по 60 лей, помидоры – по 30 лей, огурцы – по 40 лей, картошка – по 10 лей. И это в середине июля – а в июне все было еще дороже! Интересно, что цены одинаковы и в супермаркетах, и в маленьких овощных палатках, и у уличных продавцов. При этом у сетей супермаркетов есть затраты на персонал, оплату аренды недвижимости, процентов по кредитам, энергоносители. Впрочем, большие магазины не страдают: наценка на плодоовощную продукцию там, по официальным данным, составляет 98 процентов. Для сравнения: на Украине – 40 процентов, в Таджикистане и в Грузии – 50 процентов. Получается, прибыль мелких торговцев плодоовощной продукцией – просто заоблачная.
Нельзя сказать, что государство не следит за ценами. С 1 марта по 30 июня прошли проверки в торговых точках столицы. Налоговые инспекторы выявили 179 случаев нарушения порядка ценообразования путем превышения торговой наценки, передает IPN. У 125 предприятий по продаже продуктов питания и аптек выявлено превышение допустимой торговой наценки на сумму 183 326 лей. Сумма незаконного дохода взыскана в бюджет, будет наложен штраф в размере 100 процентов от суммы незаконного дохода. Государственная налоговая служба обещает еженедельно проводить проверки соблюдения экономическими агентами на рынке продовольствия и фармацевтики с положений постановления правительства №774 от 20 июня 2016 года.
Но что же это за постановление такое?
По Конституции молдавская экономика является рыночной и одновременно социально ориентированной. Исходя из этого по закону часть товаров и услуг реализуется по свободным ценам, часть – по тарифам, а отдельный перечень товаров - по свободным ценам с применением торговой надбавки, не превышающей 20 процентов от отпускных цен, включая НДС. Начиная с 1995 года перечень товаров, реализуемых с ограниченной 20 процентами надбавкой, постоянно сокращался. В 2016 году было принято постановление №774 о продажных ценах социально значимых товаров. Они реализуются с применением торговой надбавки, не превышающей 20 процентов, хлеб и калачи – с надбавкой не свыше 10 процентов.
Вот перечень социально значимых товаров, для которых должна быть установлена торговая надбавка до 20 процентов: хлеб весом до 600 граммов и калачи весом до 300 граммов, молоко жирностью до 2,5 процента, кефир жирностью до 1 процента, творог жирностью до 5 процентов, сметана жирностью до 10 процентов, масло жирностью до 79 процентов, масло подсолнечное (за исключением масла дезодорированного, то есть без запаха!), мука пшеничная, рис, гречка, крупы, включая манку и овсяные хлопья, детское питание.
Как видим, овощи и фрукты социально значимым товаром у нас не считаются. Даже картофель, который, как известно, - второй хлеб. И потому продавать их можно втридорога. Но зачем тогда лицемерить, размещая на телевидении социальные ролики с призывом есть больше овощей и фруктов?
Интересно, что в списке нет ни мяса, ни рыбы, ни сыра. Аналогичный список на Украине их включает. Цены на эти продукты у нас тоже не контролируются, поднимай хоть до небес.
Отметим, что молочные продукты малой жирности, которые есть в списке, уходят из розничной сети. Сметана 10-процентной жирности бывает в продаже редко, творога жирностью до 5 процентов тоже не видно, зато выпускается творог 8-процентный, почему – вы теперь поняли.
Есть и другие лазейки. Социально значимые товары, подлежащие переработке в коммерческих единицах, реализуются с применением торговой надбавки не свыше 40 процентов от закупочной/отпускной цены. Достаточно купить крупу в мешке, расфасовать – и вот уже вместо наценки в 20 процентов магазин может применить наценку в 40 процентов.
Четверть населения Молдовы находится за чертой бедности, сообщает НБС. На потребительские нужды эти люди тратят менее 1998 лей в месяц на человека. 8,7 процента населения живут ниже черты крайней бедности и расходуют менее 1611,7 лей в месяц. Уровень бедности в сельской местности - 31,6 процента. Бедные не могут позволить себе овощи, фрукт, мясо, рыбу, сметану и сыр, не могут полноценно кормить детей. Неужели непонятно, что это чревато физической деградацией народа? Неужели экономическая выгода, которую государство получает от налогообложения дорогого продовольствия, важнее будущего людей? Почему в парламенте вопрос о законодательном ограничении цен и пересмотре постановления № 774 не поднимает ни одна партия?