Похоже, государственные СМИ Левобережья настолько увлеклись живописанием того, как все плохо в Молдове, что не заметили очевидного: на сегодняшний день они отстали от «плохого» Кишинева по многим параметрам. Вероятнее всего, СМИ никем непризнанного Приднестровья, переняли опыт свих коллег из РФ - хаять все, что связано не только с Западом и Европой, но и Украиной, настоящей признанной Молдовой.
Зарплаты
Еще в 2015 году средняя зарплата на левом берегу Днестра была на 40% выше, чем на правом. Но в 2019 году ситуация изменилась - уже в Молдове зарплата стала на 50% больше, чем в Приднестровье. Об этом пишет в своем блоге экономист IDIS „Viitorul” Вячеслав Ионицэ.
Почти 20 лет, за небольшими исключениями, средняя зарплата на обоих берегах Днестра была на одном уровне. Изменения произошли в 2013 году, когда так власти приднестровского региона решили искусственно поддерживать обменный курс. Вкупе с «бесплатным» газом, это позволило Приднестровью стать привлекательным не только для местных жителей. Но и для пенсионеров с правого берега – жилье и тарифы здесь были намного ниже.
Все рухнуло в 2016 году, после того как центральный банк на Приднестровья исчерпал все валютные резервы и был вынужден обесценить приднестровский рубль, который за два года обесценился на 70% по отношению к молдавскому лею.
Это резкое снижение курса сильно ударило по благосостоянию населения и заработной плате, которая, пересчитанная в леях, только за два года сократилась на 50%. Однако этой меры было недостаточно, по этой причине центральный банк Приднестровья был вынужден ужесточить валютную политику в регионе, вынудив экономических агентов продать часть валютной выручки.
В 2019 году из-за отсутствия валютных резервов центральный банк Тирасполя вновь принял рискованное решение о сохранении обменного курса. С одной стороны, это решение улучшило ситуацию с оплатой труда в регионе, которая после двух лет резкого падения зафиксировала увеличение в 2019 году. С другой стороны, это повышение заработной платы ложится на плечи экспортеров, которые так и не пришли в себя после предыдущего искусственного поддержания обменного курса.
Вячеслав Ионрицэ считает, что на самом деле власти на левом берегу Днестра находятся в довольно сложной ситуации: у них имеется пациент, местная экономика находится в тяжелом состоянии и единственными инструментами для лечения являются молот в одной руке и топор в другой. Дилемма заключается в том, какой из этих двух инструментов использовать для подъема на ноги пациента.
„Скорее всего, к 2020 году центральному банку приднестровского региона придется разрешить небольшое снижение курса местного рубля, не менее чем на 10–15%. Урок на левом берегу Днестра прост: популизм не длится долго, и в итоге популизм властей оплачивают люди своими доходами”, - отметил экономист.
Сравнение сегодня не в пользу Приднестровья.
Бюджетники в Приднестровье нищают
Согласно последним данным средняя начисленная месячная зарплата бюджетников ПМР - 3 134 рубля, у бюджетников Молдовы - 6 456 леев.
После уплаты налогов у семьи из двух бюджетников остается чистыми: в ПМР - 5 641 рубль, в Молдове - 11 620 леев.
Средние ежемесячные коммунальные платежи в средней двухкомнатной квартире (с учетом того, что в Молдове платят за тепло только в отопительный сезон, разнесем плату за отопление двушки на весь год помесячно, как в ПМР) составляют:
в ПМР: за тепло - 240 рублей, за свет - 200 рублей, за воду - 100 рублей, за газ - 10 рублей, за услуги ЖЭКа - 110 рублей,
итого - 700 рублей в месяц.
в Молдове: за тепло - 750 леев, за свет - 450 леев, за воду - 150 леев, за газ - 50 леев, за услуги ЖЭКа - 200 леев,
Итого - 1 600 лей в месяц.
Значит, после уплаты налогов и коммунальных, у семьи молдавских бюджетников ежемесячно остается - 10 тысяч 20 лей, у семьи приднестровских бюджетников остается - 4 тысячи 941 рубль. Об этом пишет на своей странице в Фэйсбуке Александр Логинов.
Подытожим
С учетом того, что остальные цены на товары и услуги примерно одинаковы на правом и левом берегу Днестра, получается, что средняя семья молдавских бюджетников в 2 раза финансово благополучнее такой же семьи своих приднестровских коллег.