Уже в мае 2022 года экономические, социальные, политические и внешние факторы будут оказывать на молдавскую власть пиковое давление. Устоит ли режим под натиском внешних обстоятельств и внутренней оппозиции?
Каждый день развития ситуации на Украине и связанные с этим социально-политические, гуманитарные и экономические издержки, оказываются всё больше и больше влияния на страны Евросоюза. Одним из самых неподготовленных к кризису государств в этом отношении выступает Молдова. Доверие к центральной власти падает, реальные проблемы граждан не решаются, а страна постепенно начинает подниматься на дыбы.
Конечно, введение чрезвычайного положения, цензура в СМИ и пауза в протестах из-за спецоперации на Украине «подморозили» политическую активность, но этот период может оказаться той самой зловещей тишиной, которая предвещает удар бури. И месяц май способен стать поворотным моментом, временем, когда положение людей еще более ухудшится, а общее недовольство будет искать выход.
К сожалению, реальность такова, что в сложившейся ситуации проевропейская модель управления нынешнего руководства (евроинтеграция, «кураторство», зарубежные заимствования) больше не работают. Кризис требует холодного расчёта, быстрых и выверенных действий, управленческого опыта, а самое главное — превентивных мер по защите наиболее уязвимых сфер государственной деятельности. Однако всё, что мы видим сейчас напоминает лишь бурную имитацию работы власти, а не саму власть, действующую в интересах своего государства.
Каждый день в уши народу вливают много красивых и правильных слов о том, как республика справиться с вызовами и преодолеет трудные времена, а на деле никаких сподвижек не происходит. Кроме того, все указывает на то, что в реальности власть растеряна и просто не знает, что делать. Сейчас Молдова испытывает проблемы с энергоносителями, беженцами, социалкой, логистикой, рынками сбыта продукции, продовольствием, топливом. Золотовалютные резервы НБМ за месяц сократились на 10%. Насколько их хватит? Но главное — произошла утрата доверия. Обещали хорошие времена, а ввергли народ в нищету.