Сегодня Владимиру Плахотнюку выгодно не только привести в парламент подконтрольных ему депутатов, но и доказать странам Запада, что он пользуется хоть какой-то поддержкой в регионе.
В начале этого года в молдавском государстве фактически было два основных претендента на победу в парламентских выборах – это выступающая за стратегическое партнерство с Россией промолдавская «Партия социалистов» и так называемые оппозиционные проевропейские формирования «Действие и солидарность» (ПДС) и «Достоинство и правда» (ПДП). И если позиции социалистов остались прежними, а их неформальный лидер Игорь Додон лишь упрочил лидерство в рейтинге молдавских политиков, то отношение граждан Молдовы к ПДС и ПДП несколько изменилось…
Еще в 2016 году политические аналитики днестровского региона предположили, что лидеры проевропейских оппозиционных партий Санду и Нэстасе являются всего лишь марионетками в хитроумных планах олигарха Влада Плахотнюка, который ради сохранения своего влияния в стране просто решил ввести новые лица в парламент взамен крайне непопулярных политиков из демпартии.
Однако либо политические аналитики немного ошиблись, либо карманные оппозиционеры выбрали неправильную стратегию, либо демократы смогли убедить своего лидера пересмотреть отношение к «ветеранам молдавского евромайдана», но сегодня, в конце 2018 года, обстановка среди прозападных партий немного изменились. При этом это не означает, что «Действие и солидарность», а также «Достоинство и правда» не являются карманными формированиями олигарха, а напротив подтверждает догадки молдавских аналитиков.
Итак, благодаря популистским решениям, связанным с обещаниями поднять пенсии и зарплаты, а также грамотной информационной кампании демократы смогли не только привлечь на свою сторону потенциальных избирателей, но и добиться существенного снижения позиций ПДС и ПДП. Отметим, что последние всеми своими действиями лишь подыгрывали олигарху Плахотнюку.
За эти несколько лет Майя Санду и Андрей Нэстасе умудрились «спеться» с лидерами антирейтингов из румынских националистических формирований, а также с представителями движений, выступающих за равноправие геев и лесбиянок. Не нужно получать 10 высших образований, чтобы понять, что этими союзами представители проевропейской оппозиции лишь оттолкнули своих потенциальных избирателей, при этом новых сторонников они так и не обрели – для унианистов (сторонников объединения Молдовы и Румынии), а также представителей нетрадиционной сексуальной ориентации большинство членов ПДС и ПДП так и остались чужими.
Позиции проевропейцев могли выправить выборы примара Кишинева, однако победа господина Нэстасе была превращена им же в полный разгром проевропейской коалиции. Набрав большинство голосов избирателей, он не только наплевал на мнение своих сторонников, но и дискредитировал все оппозиционные движения. Поясним. Вместо того, чтобы добиваться признания итогов голосования в Кишиневе, он зачем-то решил перенести акции протеста в провинциальные города, где заявленные им всенародные митинги превратились в гастроли цирка шапито, где случайных зевак и противников проевропейского политика было больше, чем участников.
Вот что написали люди, которые некогда поддерживали проевропейского политика в группе, созданной к выборам столичного градоначальника в Facebook:
«А смысл нам поддерживать таких людей?! Они не только за себя постаять не могут, но и нас предают! Акции протеста становятся бесперспективными…»
«Нэстасе, ты бы еще на собрание демпартии пошел митинговать против Плахотнюка»
«Я больше не верю в честность выборов в Молдове и честность наших политиков. Наверное, Нэстасе еще больший демократ, чем Канду и Филип, раз ведет себя так…»
Однако «партия проевропейских оппозиционеров в пьесе Плахотнюка» на этом не закончилась. Если изначально ПДС и ПДП позиционировали себя как команда грамотных менеджеров, способных побороть коррупцию, добиться вступления Молдовы в ЕС и при этом сохранить нормальные отношения с Россией и выстроить диалог с Приднестровьем, то сегодня они превратились в своего рода политических фриков, обвиняющих российские спецслужбы в каждой своей неудаче.
Буквально накануне этот тезис подтвердил вице-председатель партии «Действие и солидарность» Михай Попшой, которой заявил, что партия власти недостаточно эффективно ведет борьбу с российской пропагандой, подчеркнув, что в случае победы блока ПДС/ППДП они будут настаивать на закрытии всех российских телеканалов в Молдове.
Также Попшой сообщил, что у их формирований не будет никаких соглашений с Россией, а действовать они будут гораздо более эффективно. Эта радикальная позиция свойственная ранее лишь клоунам, финансируемым напрямую спецслужбами Румынии и Украины, всегда вызывала двойственную реакцию среди молдаван – кто-то воспринимал такие выступления как речи юродивых, некоторые люди пытались переудить русофобов, но уж точно антироссийская позиция никогда не пользовалась поддержкой большинства молдаван.
Чего пытаются добиться этим проевропейские оппозиционеры?! Ответ на этот вопрос очевиден – они играют роли, отведенные им олигархом Плахотнюком.
Сегодня «Плахе» выгодно не только привести в парламент подконтрольных ему депутатов, но ему также необходимо доказать странам Запада, что он пользуется хоть какой-то поддержкой в регионе, а оппозиционные движения либо выступают за стратегическое партнерство с Россией, либо являются своеобразными политическими фриками. Этим он пытается добиться, чтобы ЕС разморозил финансирование молдавского государства, а в национальный бюджет поступили новые «еврики», которые можно потратить на благоустройство очередной виллы в Румынии.
Что ж, чем закончиться этот политический спектакль мы узнаем уже очень скоро в феврале следующего года, однако каждый из нас должен четко осознавать, кто является в Молдове оппозиционером, а кто лишь играет отведенную ему роль.
{jcomments on}