Новый парламент Молдавии сегодня проводит учредительное заседание. Москва ожидает, что пророссийские социалисты во главе с президентом Игорем Додоном начнут активные действия против контролирующего страну олигарха, лидера Демпартии Владимира Плахотнюка, объявленного Россией в розыск. Задача максимум — довести ситуацию до досрочных парламентских выборов. На случай, если господин Додон не оправдает ожиданий, обсуждаются разные сценарии дальнейшей политики на молдавском направлении, вплоть до отказа от прежнего уровня его поддержки и даже поиск в Молдавии новых партнеров.
Депутаты молдавского парламента сегодня соберутся на учредительное заседание. На нем должны быть сформированы парламентские фракции, избран спикер и его замы. Поскольку Молдавия — парламентская республика, пост председателя законодательного органа — один из ключевых.
Вокруг заседания сохраняется интрига. На выборах 24 февраля ни одна партия не получила большинства в 51 мандат, которое позволило бы ей претендовать на власть. Социалисты — выступающая за сближение с Москвой партия во главе с президентом Игорем Додоном (формально он не является лидером Партии социалистов, но де факто ею руководит) — получили 35 мест из 101.
Второй с 30 мандатами финишировала Демократическая партия. Ее лидер — крайне непопулярный олигарх Владимир Плахотнюк. В России он является фигурантом двух уголовных дел по обвинению в отмывании денег и попытке организации заказного убийства, а на родине единолично контролирует все госструктуры, включая силовиков, и суды вплоть до Конституционного. Высокий результат демократов был обеспечен благодаря мощным административному и медийному ресурсам. Кроме того, в стране еще в 2017 году избирательная система была изменена с пропорциональной на смешанную, при которой половина парламента избирается по одномандатным округам.
На третьем месте (26 мест) блок ACUM — объединение правых и прозападных оппозиционных партий «Платформа достоинство и правда» Андрея Нэстасе и «Действия и солидарность» Майи Санду. Еще семь мандатов у партии «Шор» бизнесмена-популиста Илана Шора, а три парламентария были избраны как независимые.
Шоровцы и независимые близки к демократам Владимира Плахотнюка и потенциально являются их внефракционным резервом. Тем не менее даже аккумулирование в общей сложности 40 мандатов не позволяет Демпартии избрать спикера и сформировать правительство, не прибегая к созданию коалиции.
Демократы, не раз заявлявшие об ориентации на ЕС и США и обвинявшие Москву в планах втянуть Молдавию в свою орбиту, дважды предлагали альянс прозападному ACUM и были готовы даже уступить блоку пост премьера. Но Андрей Нэстасе и Майя Санду от предложения отказались, заявив, что их цель не сотрудничать с олигархом, а освободить от его контроля госинституты.
Не желает ACUM идти и на союз с социалистами, которые 11 марта позвали правых на переговоры. Во-первых, из-за их пророссийских взглядов, во-вторых, господин Нэстасе и госпожа Санду обвиняют Игоря Додона в сотрудничестве с олигархом Плахотнюком. Обвинения не беспочвенны: в 2017 году Партия социалистов вместе с демократами голосовала в парламенте за смешанную избирательную систему, без которой у Демпартии сегодня было бы вдвое меньше депутатов.
Ситуация кажется патовой.
Но Демпартия уже демонстрировала способность раскалывать недружественные ей фракции: после выборов в 2014 году она вошла в парламент с 19 мандатами, а через год контролировала 57 и назначила правительство. Демократов обвиняли, что они переманили недостающих депутатов шантажом уголовными делами и подкупом.
Москва, рассказал “Ъ” собеседник в МИД РФ, внимательно следит за ситуацией в Кишиневе. «Для нас важно, что именно предпримет Додон»,— отметил дипломат.
Занимающийся Молдавией информированный источник “Ъ” в другой российской госструктуре, просивший не указывать название его ведомства, а также собеседник, знающий о позиции администрации президента РФ, сообщили, что Россия против любых договоренностей Партии социалистов и Демпартии. По их словам, это консолидированная позиция Москвы и она была доведена до Игоря Додона.
«Главный посыл: Москва категорически против союза социалистов с демократами и категорически за их союз с правыми (с ACUM.— “Ъ”), возможно временный, в интересах демонтажа режима Плахотнюка»,— говорит собеседник “Ъ”. По его словам, цепочка шагов понятна: «Избрать независимого от олигарха спикера, освободить министерства, силовые ведомства и правоохранительные структуры от его людей, создать условия для проведения досрочных, свободных выборов».
Беседы на эту тему, говорит источник, состоялись с господином Додоном. Молдавский президент посещал Москву 1 марта с визитом, который назвал частным. Сразу после этого 35 избранных депутатов от Партии социалистов вышли на пресс-конференцию и объявили, что подписали декларацию о том, что в парламенте будут работать только в рамках команды своей фракции и лучше сдадут мандаты, но не поддадутся давлению.
На случай, если социалисты не прислушаются, в Москве обсуждаются разные сценарии дальнейшей политики на молдавском направлении вплоть до отказа от прежнего уровня поддержки Игоря Додона и его социалистов. Собеседник “Ъ” также не исключил, что, если Владимир Плахотнюк сумеет сохранить контроль над страной на следующие четыре года, Россия начнет искать в Молдавии других партнеров.
Москва давно и активно начала поддерживать господина Додона. С ним часто встречался президент России Владимир Путин. Молдавскому президенту помогли создать собственный медиахолдинг, флагманским каналом которого стал «НТВ-Молдова».
Впрочем, давление России на Игоря Додона не гарантирует, что Москва добьется своего. Президент кишиневского Института стратегических инициатив, бывший заместитель главы МИД Молдавии Андрей Попов не верит, что ACUM и социалисты начнут действовать совместно.
«Додону не верят: он подыгрывал Плахотнюку»,— напоминает эксперт “Ъ”. Повлиять на такое отношение, полагает он, могло бы избрание спикером парламента представителя правого блока: «Игорь Додон должен выступить с таким предложением. Но он такого предложить не может, поскольку он — Додон».
По словам эксперта, даже если допустить вероятность, что социалисты предложат ACUM пост спикера и инициируют в парламенте отставки подконтрольных Владимиру Плахотнюку руководителей ведомств, лидер демократов в состоянии защититься.
«В условиях, когда Плахотнюк контролирует силовиков и Конституционный суд, увольнения генпрокурора и других можно объявить неконституционными. Единственным ресурсом тогда будет улица, но предпосылки ее мобилизации пока не просматриваются»,— заключил Андрей Попов.