Электоральная гонка на муниципальных выборах в Молдове в саамом разгаре, естественно, особо пристальное внимание у большинства людей, следящих за политикой приковано к избранию будущего столичного градоначальника. Несмотря на обилие кандидатов, заявивших о своем намерении получить должность примара Кишинева, фактически за пост руководителя крупнейшего города региона борются два человека, две основные политические силы – это Ион Чебан, представляющий соцпартию и Андрей Нэстасе из проевропейского блока Акум.
На сегодняшний день по данным большинства соцопросов с преимуществом в 10% избирателей лидируют социалист Чебан, – за него готовы проголосовать практически 40% респондентов. Однако до дня «икс» еще очень далеко и проевропеец Нэстасе и его явно соратники не собираются сдаваться.
Тем не менее, есть человек, который не согласен с нашими рассуждениями – это один из лидеров прорумынского националистического движения Молдовы Дорин Киртоакэ. По данным различных социологических агентств за его кандидатуру на выборах отдали бы голоса люди, проживающие в Румынии и имеющие прописку в Кишиневе, что составляет около 10% от общего числа избирателей.
Попытка Дорина Ивановича Киртоакэ вернуться на политическую арену днестровского региона просто вынуждает нас обратиться к архивным публикациям в СМИ и напомнить уважаемым читателям биографию этого кандидата на пост столичного градоначальника.
Политическую карьеру Дорина определили две вещи – его родство с многолетним лидером молдавских либералов Михаем Гимпу и активное добровольное сотрудничество с румынской контрразведкой, которое началось еще в студенческие годы.
Итак, по данным портала «WikiLeaks», еще со студенческих времен будущий градоначальник пристрастился к тяжелому наркотику – метадону. Это подтвердил и сосед Дорина по университетскому общежитию Лучиана Стэнилэ. По его словам, «паренек из Молдавии довольно-таки быстро сел на иглу…»
Наркотическая зависимость повлекла за собой неизбежные проблемы с учебой. Однако в 1999 году в бухарестский университет пришел офицер румынской Службы внешней информации (Serviciul de Informaеtii Externe (SIЕ), чтобы решить проблемы никудышного студента. После этого, по воспоминаниям преподавателей, будущий глава молдавской столицы неоднократно намекал о своей принадлежности к разведывательному и контрразведывательному ведомствам Румынии.
Вернувшись на Родину вчерашний студент, пользуясь покровительством дяди – Михая Гимпу – начал сногсшибательную политическую карьеру.
В 2004 году вчерашний студент румынского университета был избран заместителем председателя Либеральной партии (до 2005 года – «Партия реформ»), а уже в 2007 году «жители» Кишинева выбрали его мэром. На тот момент новоиспеченному политику не было и 30 лет!
Столь ответственная должность никак не повлиял на характер Дорина – работу в примэрии он воспринимал исключительно как приятный бонус.
Неоднократно Дорин Киртоакэ умудрялся сбегать от охраны и своего дяди, садился пьяным за руль и устраивал ночные гонки. Дважды это привело к трагическим последствиям. В 2008 году он умудрился спровоцировать массовую аварию в центре Кишинева, а в 2011 году даже сбить человека – местного жителя Анатолия Кузьменко. Пострадавший после столкновения пролетел не менее 7 метров, отделавшись переломами обеих ног и множеством ушибов.
На заре своей политической карьеры Дорин попался в объективы журналистов также в ситуации, которая явно не красит руководителя крупного города. В 2007 году румынский телеканал «TVR-1» заснял примара при весьма пикантных обстоятельствах: 14 февраля в Бухаресте в гей клубе «The office» он похотливо обнимал молодого мужчину…
Вполне логично, что полное отсутствие интереса к событиям, которые происходят в городе, систематические прогулы работы и развратный образ жизни не способствовали успешной работе Дорина.
За годы его примарства Кишинев из некогда процветающего республиканского центра превратился в типичный постапокалиптический город какой-нибудь американской компьютерной игры. По центру молдавской столицы невозможно проехать, сохранив в целости подвеску; детей опасно оставлять одних на улице – на них могут напасть стаи бродящих собак, разгуливающих во всех районах городах. Что же касается полчищ крыс и катастрофой с очистными сооружениями – эти проблемы известны каждому местному жителю.
Дорин Киртоакэ неоднократно отмечался и весьма неоднозначными высказываниями в отношении Молдовы и молдаван, вот один из ярких примеров:
«Никакой Молдовы не существует, мы все румыны, поскольку национальности «молдаванин» нет в природе, а молдаване, по сути, недоразвитые и ущербные меньшие братья» – любил говорить примар Кишинева.
Вот такие вот люди вновь рвутся к власти, стремятся занять ключевые должности в молдавском государстве… Есть ли у них шансы, скорее всего, нет. Дорину Киртоакэ ничего не светит не только на выборах примара, но и вообще в молдавской политике. Возникает логичный вопрос: зачем же ворошить его прошлое и так подробно рассказывать о студенчестве политического трупа?!
Наверное, потому что страна должна знать своих «героев»… Только вот у меня возникает совсем другой вопрос: почему такие люди как Дорин Киртоакэ вообще допускаются до выборов?! Ведь одним своим участием они дискредитируют всю политическую ситуацию в днестровском регионе, в том числе, и перед нашими европейскими партнерами… Или все так уверены, что в руководстве ЕС сидят столь недалекие люди, которые не понимают, что нормальные правоохранительные и судебные системы не должны освобождать от ответственности людей, которые в пьяном виде сбивают пешеходов…
Александр Медведев