В период перед выборами стоит присмотреться к тем ключевым фигурам в государстве Молдова, которые могут влиять на внутреннюю и внешнюю политику. Особенно к тем, кто имеют такую возможность, могут иметь такое желание, и у кого желания могут совпасть с возможностями.
Какая государственная структура, например, более всего приспособлена для решения силовых задач? Армия. А кто руководит сегодня молдавской армией?
Министр обороны Молдовы Евгений Иванович Стурза относительно молод, ему всего 34 года. Он не имеет военного образования и, согласно западной моде, даже не стремится выглядеть “имеющим отношение к армии”. Он профессиональный политик, который много лет был помощником и советником других профессиональных политиков. Например, Стурза был советником у экс-премьер-министра Молдовы Владимира Филата, одного из лидеров Либерально-Демократической партии.
Сейчас министр обороны состоит в Европейской народной партии. Ею руководит также один из выходцев из либеральных демократов и тоже один из бывших премьер-министров страны Юрий Лянкэ, который сейчас работает в молдавском правительстве вице-премьер министром страны по европейской интеграции. А какие же шансы у этой партии на будущих парламентских выборах? Вопрос. Никаких! Стоит отметить, что национальный совет ЕНП и вовсе принял решение не участвовать в парламентских выборах в 2019 году, чтобы «не дробить правый электорат».
Грамотно проанализировав свои шансы на предстоящих выборах, члены партии решили не участвовать в парламентских выборах, так как победу одержит Партия социалистов, которые заблокируют проевропейский курс Молдовы, вместе с начатыми реформами. Члены партии сообщили, что готовы даже отдать свои голоса за отдельных проевропейских кандидатов, разделяющих те же ценности и политические взгляды, что и ЕНП. Однако, несмотря на заявление совета проевропейской партии, заместитель председателя НЕПМ Валериу Гилецки решил баллотироваться на парламентских выборах как независимый кандидат в округе США и Канады.
Поэтому парламентских способов влиять на курс страны у членов этой партии меньше, чем, назовем их так, административных. И что же делает министр обороны на своем посту? Стремится сблизиться с НАТО, не особо различая, где европейская интеграция, а где не совсем европейская. Так, например, осенью 2018 года Евгений Стурза выступал за проведение совместных учений с НАТО с заявленной целью получения опыта взаимодействия в военных конфликтах.
В каких же конфликтах собрался министр обороны Молдавии взаимодействовать с НАТО? У границ Молдовы есть только один такой конфликт – приднестровский. В Приднестровской Молдавской Республике население не хочет жить в одном государстве с румынскими националистами и готово себя защищать от них всеми способами. Кроме того, в регионе находятся российские миротворцы, которые видимо и сковывают министра обороны Молдавии в каких-то его планах либо желаниях.
В любом случае, ориентация Молдовы на НАТО усложняет и без того непростую обстановку в регионе, а НАТО очень уж далеко забрался от Северной Атлантики – поближе к российским границам.
Дмитрий Фурника – эксперт Молдавского института экономического анализа и консалтинга.