Отличительной чертой и серьезной проблемой молдавского парламента являются так называемые депутаты-перебежчики, которые почему-то не могут найти себе постоянное место и слоняются из одной фракции в другую (чем-то напоминает Украину в её “лучшие” времена). Выборы прошли еще в первой половине прошлого года, но миграция продолжается по сей день.
Вопрос целеполагания таких депутатов остается открытым, а на ум приходят несколько вариантов: 1) слишком бурное развитие политических событий, провоцирующее пересмотр жизненных ориентиров отдельных парламентариев; 2) серьезная мотивация со стороны третьих лиц, которая так или иначе заставляет хорошенько пересмотреть эти самые ориентиры.
Больше всего недовольство испытывают обычные граждане Молдовы, которые отдают голоса за конкретного человека с конкретными политическими предпочтениями, а на выходе получают флюгер всех цветов радуги. В этом смысле народная воля больше склоняется в сторону досрочного голосования, а не псевдо-парламентского кризиса, который мы видим сейчас.
При этом бесперспективность сложившейся ситуации понимают и среди высоких политических чинов. Так, действующий президент Молдовы Игорь Додон однозначно высказывается в поддержку проведения досрочных выборов. Об этом глава республики заявил в одном из своих обращений, посвященных действующему парламентскому составу и отдельным оппозиционерам.
“Люди теряют веру в парламент после всех этих выходов, покупки депутатов, они уже не верят. И я согласен с ними. С этим парламентом нам больше делать нечего. В этом парламенте уже 16-17 депутатов, которые покинули свои фракции, которых купили”, — считает президент.
В поддержку досрочных выборов выступает и политический аналитик Игорь Волницкий, который даже заявил, что “политический туризм” в государственном парламенте необходимо запретить на законодательном уровне. (Если об этом говорит аналитик, то можно представить как накупило у простых граждан). Он подчеркнул, что не знает второй такой страны, где столь бурно процветает перебежничество.
Такая позиция представляется вполне оправданной, потому что о каком развитии может идти речь, когда депутаты покупаются и продаются как оптом, так и поштучно. Кроме того, под вопросом оказывается и защита волеизъявления граждан, как справедливо отмечает Волницкий. Аналитик усмотрел в этом прямую атаку на демократию в республике, на волю суверена, который вправе решать – кто и как должен представлять народ.
К сожалению, несмотря на критику и высмеивание данного явления, перебежчики как были, так и остаются частью политической реальности Молдовы. Однако нужно понимать, что проблема не решится сама собой и рано или поздно может привести к еще большим негативным последствиям для страны. Власть рискует потерять остатки народной поддержки, провоцируя массовый протест (в лучшем случае абсентеизм).